До сих пор никто толком так и не объяснил почему в этом районе Атлантики бесследно исчезают корабли и самолеты.
Напомню, что условная линия, проведенная по карте от Бермудских островов к Пуэрто-Рико, Флориде и вновь к Бермудам, очертит обширный район Атлантики, который и принято называть Бермудским треугольником. Багамы, куда приземлился наш самолет, находятся неподалеку от Флориды, как раз в самом углу пресловутой геометрической фигуры.
Так вот там, на Багамах, я и услышал от местных журналистов давнюю загадочную историю.
В августе 1840 года вблизи Нассау было обнаружено французское судно «Розали», покинутое экипажем. Корабль дрейфовал с поднятыми парусами. Судно не имело течи, ценный груз находился в прекрасном состоянии, а единственным обитателем на борту оказалась… канарейка. Никому так и не удалось узнать, куда же исчез экипаж.
Это лишь одна из сотен необычайных катастроф, приключившихся с кораблями, а в наше время и с самолетами, в Бермудском треугольнике. Кстати, первым из известных нам путешественников, пересекших треугольник, был Христофор Колумб в 1492 году. Осенней ночью он увидел в океане, как записано в его корабельном дневнике, «некое свечение, подобное яркому фонарю, который то поднимают, то опускают…» Что это было? Колумб воспринял ночной огонь как признак близкой земли. Однако каравелла «Санта Мария» (что впоследствии было экспериментально установлено) в тот момент находилась на расстоянии более тридцати морских миль от берегов Нового Света.
Интерес широкой публики к «причудам» океана в Бермудском треугольнике подобен морскому прибою: то накатывается, то затихает. Впрочем, то же самое, наверное, можно сказать и о досужих разговорах про снежного человека или про чудовище озера Лох-Несс. Как всякие явления природы, не находящие пока ясного и полного объяснения, они манят и распаляют наше воображение.
Американский исследователь Лоуренс Д. Куше провел огромную работу, по крупицам собирая и классифицируя случаи пропажи судов и самолетов в Бермудском треугольнике. Таких фактов великое множество. Приведу в хронологической последовательности лишь некоторые, наиболее загадочные.
1918 год. Американский пароход «Циклоп», следовавший от острова Барбадос в порт Балтимора и имевший на борту 309 человек, исчез в океане, даже не передав в эфир сигнал SOS.
1921 год. В районе отмели Даймонд обнаружена шхуна «Кэррол А. Диринг» с поднятыми парусами. На борту оказались лишь две кошки. Самое странное заключалось в том, что на камбузе стояли котелки с готовой едой. Но команде уже не суждено было пообедать.
1925 год. В безветренную погоду исчезло японское судно «Райфукумару», успев передать по рации: «Скорее на помощь, это словно удар кинжалом!»
1931 год. В районе Багамских островов пропало норвежское судно «Ставенгер» с 43 моряками на борту.
1935 год. В пределах Бермудского треугольника было замечено не управляемое никем судно «Ла Дахама, хотя за несколько дней до этого капитан другого парохода сообщил, что «Ла Дахама» затонула на его глазах.
1945 год. 5 декабря несколько самолетов-торпедоносцев поднялись в воздух с военно-морской базы Форт-Лодердейл, чтобы совершить короткий патрульный полет. Но он закончился трагически: самолеты вместе с летчиками бесследно исчезли.
1948 год. Пропал «Стар Тайгер» - самолет британской авиакомпании, летевший на Бермуды с Азорских островов. Рейс уже близился к завершению, когда пилоты передали по рации: все в порядке. После чего самолет умолк навсегда.
1953 год. Британский военно-транспортный самолет «Йорк», следовавший курсом на Ямайку, внезапно подал сигнал SOS. Найти машину и людей не удалось.
1962 год. С авиабазы Лэнгли, штат Вирджиния, поднялся бензозаправщик КВ-50 с экипажем из девяти человек и взял курс на Азорские острова. Вскоре радист передал, что с самолетом творится что-то непонятное. Это сообщение оказалось последним.
1965 год. Таинственно пропал военно-транспортный самолет С-119, совершавший рядовой полет с авиабазы Хомстед на остров Гранд-Терк.
1984 год. В условиях идеальной погоды в Западной Атлантике проходили соревнования парусных судов. Исчезновение шхуны «Маркес» никто из участников гонки не заметил, хотя все находились в пределах видимости друг друга. Сигнал бедствия «Маркес» не подавал. И только спустя сутки нашли лишь одного члена экипажа, которому чудом удалось спастись. Моряк был в сильнейшем шоке. По его словам, с кораблем произошло нечто страшное и непонятное. При полном штиле на судно налетел невесть откуда взявшийся вихрь. Вода мгновенно превратилась в сплошную белую, словно молоко, пену. И меньше чем за минуту корабль с экипажем буквально поглотила морская бездна…
Подобных случаев и в последующие годы было немало. Причем все они, как правило, происходили не в шторм, а в тихие безветренные дни. И всегда неожиданно, внезапно, так что люди не успевали ничего толком объяснить по рации.
В свое время мне довелось общался с учеными-океанологами. Наиболее маститому из них, академику Л. М. Бреховских, однажды задал вопрос о Бермудском треугольнике.
- Видите ли,- ответил Леонид Максимович,- я к этим «тайнам» отношусь скептически. Недостаточная изученность океана способствует появлению различных легенд и мифов. Одни считают таинственные происшествия в Бермудском треугольнике доказательством посещения Земли инопланетянами, другие утверждают, будто жители Атлантиды, погрузившись в древности на дно океана, чудесным образом приспособились к тамошней жизни и время от времени «чудят». Словом, фантазия человеческая поистине безгранична. А что же на самом деле? Как показывают результаты деятельности сейсмических станций, в земной коре этого региона не происходит никаких особых процессов, способных вызвать гибель кораблей или самолетов. Все это лишь случайные совпадения и ничего больше…
Однако недавно интересную и вполне научную гипотезу предложил академик Эрик Галимов. Он обратил внимание на одну особенность океанского дна в районе Бермудского треугольника. Там существует впадина глубиной около двух километров. В ней, по мнению ученого, сложились благоприятные условия для скопления так называемых газогидратов, то есть залежей кристаллов метана. Но в твердом состоянии этот газ может пребывать лишь при определенных давлении и температуре. Стоит чуть-чуть измениться условиям, и метан из твердого состояния переходит в газообразное. Он прорывается наверх сквозь толщу воды и выбрасывается в атмосферу, что и приводит к загадочным аномалиям.
Вода мгновенно вспенивается, становится похожей на кипящее молоко, отчего плавучесть судов резко теряется. Мало того, вырываясь в атмосферу, бесчисленное множество газовых пузырей вибрирует на чистоте инфразвука, который вызывает у людей чувство паники и безотчетного страха. Возможно, что именно в такие минуты экипажи панически бросают суда. Происходит некое коллективное помешательство. Люди буквально кожей чувствуют опасность, но не понимают, где и в чем она.
Трение миллиардов газовых пузырей о воду действует на магнитное поле, меняет его. На кораблях и самолетах «сходит с ума» аппаратура, стрелки компаса начинают хаотично метаться. Возникает инфрастатическое поле, которое искажает естественное магнитное поле. В столь экстремальных условиях могут сбиться с курса даже опытные морские навигаторы и пилоты летательных аппаратов.
Так что «случайные совпадения», которые с завидным постоянством из года в год происходят в одном и том же районе Атлантики, похоже, далеко не случайны. Лишь время даст ответ, будет ли когда-нибудь разгадана тайна Бермудского треугольника или это людям не суждено.