Со Средних веков Прага считалась мистическим городом. Мистика жива там и по сей день. Буквально в двух шагах от улиц, по которым идут толпы туристов, хранится одна из самых загадочных и страшных пражских тайн. Это голем - глиняный богатырь, созданный мудрецами древности для защиты от врагов.
Буквально в десяти минутах хода неспешным шагом от Староместской площади, главного туристического места Праги, расположено внешне довольно невзрачное двухэтажное здание, мимо которого многие проходят, не задерживаясь. Между тем это - Староновая синагога, на чердаке которой, по легенде, хранится тело голема. Этот глиняный великан, о котором повествуют средневековые легенды, был создан из глины мудрецами-каббалистами и призван защищать своих хозяев от гонении и преследований.
Разумеется, люди с рациональным складом ума не верят в то, что эти рассказы имеют под собой реальную основу. Но многие все же уверены в том, что если будет нужно, то голем оживет и выйдет на улицы современной Праги, чтобы исполнить приказ своих создателей. И все же не исключено, что за рассказами кроется вполне реальная информация о технологиях, которыми владели средневековые алхимики и каббалисты.
Друг императора
Легенды о големах - истуканах, сделанных из глины и оживленных с помощью заклинаний, - встречаются в еврейском фольклоре с древних времен. Считается, что сделать голема может только праведный человек, никогда не отступавший от служения Богу. В узкую щель на месте рта рукотворному великану вкладывают бумажку с написанным на ней заклинанием. По другой версии, заклинание пишется на обожженном глиняном шарике. Победить голема можно, только полностью разрушив его глиняное тело или же исхитрившись вынуть из его рта заклинание. Тогда чудовище снова станет всего лишь глиняной фигурой.
Все это, конечно, фантазии. Но вот создание пражского голема приписывают совершенно конкретному человеку, в реальности существования которого не приходится сомневаться. Это крупнейший авторитет среди раввинов XVI века, ученый и философ по имени Йехуда Лёв бен Бецалель. Чаще его называют коротко: рабби Лёв. С 1597 года он являлся главным раввином Праги. А также был весьма сведущ в светских науках.
Известны его глубокие познания в математике. Кроме того, рабби Лёв дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге, который тоже жил в это время в Праге. Вообще, Прага во второй половине XVI века была одним из самых блистательных и совершенно точно самым загадочным городом Европы. Ведь тогда именно здесь располагалась столица Священной Римской империи.А правивший с 1576 года император Рудольф II превратил ее в настоящий чудо-город. Ученые, мистики и алхимики со всего света находили здесь приют и покровительство. Благодаря этому здесь совершались выдающиеся открытия и хранились великие тайны.
Помимо ума, рабби Лёв отличался довольно сильным характером. Рассказывают, что во время большого пожара, бушевавшего как-то в Праге, он сумел спасти библиотеку императора, не побоявшись лично броситься в огонь за драгоценными книгами. А в другой раз усмирил коня, взбесившегося под Рудольфом II прямо во время парада. Причем сделал это рабби Лёв, по легенде, с помощью одно-го-единственного слова, которое никто не расслышал. Правда это или нет, но практически все пражане были уверены, что раввин занимается так называемой «практической каббалой», то есть фактически магией. Именно поэтому, вероятно, его и считают создателем пражского голема.
Непослушный слуга
Несмотря на то, что сам рабби Лёв пользовался уважением со стороны императора и даже считался его другом, иудеям в Праге жилось нелегко. Как, впрочем, и во всей Европе. Благородные рыцари охотно занимали у ростовщиков-иудеев деньги, однако когда приходил срок отдавать долг, начисто забывали о своем благородстве. Одним из распространенных способов избавиться от надоедливого кредитора было выдвижение обвинений. Чем страшнее - тем лучше. В результате иудея бросали в тюрьму, а его должник мог считать себя свободным от всех обязательств.
Один из вариантов легенды о создании голема рассказывает именно такую историю. Ростовщик по имени Элиэзер был обвинен одним из своих должников в похищении ребенка для кровавого жертвоприношения. Казалось, спасти от казни его уже не может ничто. Но в последний момент якобы убитый ребенок был найден. Его принес в суд удивительный глиняный великан, созданный рабби Левом. Сам раввин изобрел способ оживить его или секрет поведал ему кто-то другой - разные версии легенды рассказывают о разном.
Когда слухи о диковине распространились по городу, император Рудольф II повелел бен Бецалелю явиться во дворец вместе с големом. Писатель Исаак Зингер так передает диалог, состоявшийся между императором и раввином:
«- С помощью такого исполина вы, евреи, могли бы завоевать весь мир. Откуда нам знать, что вы не завоюете остальные страны и не превратите нас в своих рабов?
- Мы, евреи, отведали рабства в стране Египет и потому не желаем порабощать других. Голем - всего лишь временная помощь для нас в минуту особенно грозной опасности. Мессия же придет, когда евреи заслужат спасение благими делами.
- Как долго может просуществовать это страшилище?
- Ни днем дольше, чем в нем будет нужда».
Рабби Лёв был уверен, что полностью контролирует своего могучего слугу. И применять его силу планировал лишь для защиты соплеменников от притеснений. Но вскоре голем, получивший имя Йосеф, перестал его слушаться. Почему это случилось - говорят разное. То ли он влюбился в дочь раввина, а то ли просто задумался о том, кто он, зачем создан и имеет ли право на свободу воли.
Так или иначе, но он начал крушить все вокруг, и только при помощи хитрости создателю истукана удалось усмирить его. Затем рабби Лёв прочитал заклинание, которым он оживил Йосефа, задом наперед, и сознание покинуло глиняное тело. После этого его перенесли на чердак синагоги и завалили сверху богослужебными одеяниями и книгами. И с тех пор, по наши дни доступ на чердак Староновой синагоги строго запрещен непосвященным.
Средневековый механизм
Вполне возможно, что в виде легенды о глиняном защитнике иудеев до нас дошли сведения о смелых экспериментах, которые ставил в средневековой Праге математик и философ рабби Лёв. Быть может, ему действительно удалось создать какой-то механизм, подобный гигантскому роботу. Ведь механические фигуры, некоторые из которых управлялись сидящими внутри людьми, а некоторые двигались вполне самостоятельно, в средневековой Европе были известны. Их называли автоматонами, и, как правило, они использовались для украшения часов. Разумеется, они были достаточно скромных размеров. Известны были автоматоны и на Руси - по слухам, у Ивана Грозного был некий «железный мужик», выполнявший роль слуги.
Если рабби Лёв действительно создал гигантского робота и выпустил его на улицы средневековой Праги, то, разумеется, это происшествие не могло быть истолковано иначе, как проявление колдовства. В этом случае раввину не оставалось ничего другого, кроме как поскорее уничтожить свое творение,пока им вплотную не занялась инквизиция. И, может быть, на чердаке Староновой синагоги действительно хранятся какие-то детали, сохранившиеся от этого чуда техники? Увы, проверить это практически невозможно - экскурсии в синагогу пускают, но подниматься на чердак нельзя.
Легенда о големе пережила Средние века. Например, рассказывают, что во время Второй мировой войны один из солдат вермахта, оккупировавшего Прагу, вопреки запретам, поднялся на чердак. И действительно нашел там исполинское глиняное тело. Он ударил голема и увидел, как великан исчез, словно растворившись в воздухе.
Что же до рабби Лёва, то его прах покоится в Праге, на Старом еврейском кладбище, которое совсем недалеко от синагоги. Его могила является настоящим местом паломничества. Считается, что если оставить на надгробии записку с просьбой, то она обязательно сбудется. При этом мудрецы предостерегают, что это опасно. Ведь буквальное исполнение желания может принести не только счастье, но и горе. Подобное тому, которое познал сам рабби Лёв, не сумевший справиться с собственным творением.
Теги: Голем, Средневековый Робот.